Исследования

Агротуристский рекреационный комплекс

Опубликовано
Агротуристский рекреационный комплекс 1

Концепция комплексного бизнеспроекта. Краткий анализ особенности ведения Бизнеса и определение состава работ в подготовительный период

Рабочий материал

Агротуризм в последние годы- довольно популярный вид отдыха. Этот тренд подхватили многие туристические агентства и начали организацию туров на фермы.

В настоящее время агротуризм активно развивается во всем мире, в том числе и в России. Появление данного вида туризма в России отмечено с середины 90-годов ХХ века. Постепенно российские предприниматели занимают свой сегмент в отечественном рынке туризма, взяв за основу опыт европейских предпринимателей.

Агротуризм выступает как синтез специальных видов туризма:

-на 25% он состоит из этнотуризма, целью которого является посещение этнографических объектов для ознакомления с культурой, архитектурой, бытом и традициями народонаселения;

-35% приходится на долю экотуризма, формы стабильного туризма, ориентированного на посещение природных территорий, не тронутых относительно антропогенным воздействием;

-на 15% агротуризм включает в себя культурно-познавательный туризм, заключающейся в посещении исторических, культурных, географических достопримечательностей;

-25% приходится на долю активного туризма, преобладающего на уникальных ландшафтных территориях и преимущественно направленного на активные виды путешествий. [1]

На сегодняшний момент доля российского агротуризма в мировом туристическом обороте составляет всего 1%, а туристический потенциал России используется всего на 20%, в то время как мировая практика констатирует средний рост сектора агротуризма на 6% в год.

Следует указать на условия, препятствующие развитию российского агротуризма:

  • слабое развитие российской инфраструктуры (сюда относится и плохое состояние российских дорог, и отсутствие широкого спектра проведения досуга);
  • отсутствие должной государственной поддержки и законодательства (необходима стимуляция владельцев гостевых домов, уменьшение налоговой ставки, предоставление банковских кредитов на приемлемых условиях; агротуристская деятельность требует чёткой регламентации и законодательного оформления);
  • отсутствие туристических брендов и их рекламирование. Необходима поддержка при их создании;
  • отсутствие информационно-туристической базы, включающей в себя атлас агроусадеб на рынке России.

Агротуризм сегодня— это выгодное направление развития аграрного сектора экономики, ориентированное на экологически чистые товары и экологические услуги, способное внести достаточный вклад в местный бюджет. Это успешное и самостоятельное направление, оно интересно в плане привлечения инвесторов к развитию и расширению уже имеющихся и созданию в будущем современных агротуристских массивов. Агротуризм, выступая стимулом для становления агропарков, экокластеров, способствует сохранению национальной идентичности регионов страны, является одним из факторов развития сельских местностей: способствует повышению занятости сельского населения, сокращению миграции сельской молодёжи в мегаполисы, увеличению продолжительности туристского сезона и является доступным видом отдыха по стоимости.

По оценкам Всемирной туристкой организации, агротуризм или сельский туризм входит в пятерку основных стратегических направлений развития туризма в мире до 2020 года. В развитых европейских странах сельский туризм по популярности занимает второе место после пляжного. В настоящее время сельский туризм в Европе приносит около 20-30% общего дохода туриндустрии. В мире ежегодно путешествуют около 700 миллионов людей, от 12 до 30% из них предпочитают сельский туризм. По данным Минсельхоза РФ, в России развитием сельского туризма занимаются 11 регионов, при этом на долю этого сегмента туротрасли приходится лишь 2%. Сегодня в России всего 1,5 тысячи сельских домов по официальным данным, по неофициальным- больше 4 тысяч. [2]

Одной из форм органичного участия фермерского хозяйства в агротуризме является модернизация системы управления хозяйством и поэтапная интеграция агробизнеса с туристским бизнесом путем создания агротуристского рекреационного комплекса (АТРК).

АТРК — это целенаправленно формируемый комплекс взаимосвязанных Бизнес-процессов (информационно-технологический,агротехнический, туристский, представление услуг, поставка товаров), функционирующих для удовлетворения потребностей туристов и сконцентрированных на ограниченной территории, обладающей:

  • самодостаточным агротехническим потенциалом,
  • заданным набором туристско-рекреационных ресурсов,
  • туристской и обеспечивающей инфраструктурой.

Структура АТРК имеет сложный характер, так как он представляет собой интеграцию объектов производственной и непроизводственной сферы находящихся на рекреационной территории фермерских хозяйств, предприятий туристской индустрии, поставщиков туристских услуг и продуктов.

Особенностью структуры АТРК является высокая зависимость эффективности интеграции объектов туристской индустрии (поставщиков услуг и предприятий туристской индустрии) в ресурсную базу, инфраструктуру территории и факторов развития туристско-рекреационной деятельности.

Туристско-рекреационные ресурсы характеризуются тем, что они статичны, то есть их нельзя перевезти из одного места в другое для того, чтобы использовать для производства туристического продукта. Помимо этого, «привязка» к территории имеет важное значение с точки зрения регионального туризма, так как региональные ресурсы отражают состояние конкретной территории региона и чаще всего ограничены; а способность региона удовлетворять потребности туристов определяется именно составом и состоянием ресурсов и факторов для развития туризма на данной территории региона. [3]

В связи с этим предлагается использовать инновационный подход к расширению существующей ресурсной базы, заключающийся в искусственном добавлении туристских аттракторов (точек привлечения туристов) путем создании новых видов туристских ресурсов, сконцентрированных в одном месте, и выражающих этнографическую принадлежность к удаленным географическим регионам (например, Ямальская деревня, Украинская деревня), а также принадлежность к историческому временному срезу (например, Древнеславянское поселение). В качестве примера, можно рассмотреть опыт Турции в создании туристических кластеров.

Для формирования АТРК необходима соответствующая инфраструктура, задачи которой состоят в обеспечении нормального доступа туристов к туристским ресурсам и их надлежащее использование в целях туризма, а также обеспечение жизнедеятельности предприятий индустрии туризма. Инфраструктура АТРК— это Бизнес-подсистема, которую условно можно разделить на обеспечивающую и туристскую (см. рис.1):

Главным звеном, объединяющим и осуществляющим управление Бизнес-процессами в представленных выше элементах АТРК, является управляющий информационно- технологический Бизнес-процесс, который осуществляет формирование, продвижение и реализацию агротуристского продукта, создаваемого на территории АТРК включающий в себя:

  • взаимодействие со структурами господдержки Проекта;
  • информационную подготовку Проекта;
  • формирование инвестиционной Программы;
  • финансовое обеспечение Проекта;
  • технологическое сопровождение Проекта;
  • синхронизацию (регламентирование) Бизнес-процессов Проект;
  • интеграцию Проекта в туристическую индустрию (взаимодействие с туроператорами, турагентами и экскурсионными бюро).

Функциональная модель информационно технологического обеспечения АТРК «ВОРЯ» представлена ниже:

Агротуристский рекреационный комплекс 3
Функциональная модель информационно технологического обеспечения АТРК «ВОРЯ»

Создание АТРК позволит вести агротуристскую деятельность, то есть будут выполняться функции агротуристского рекреационного комплекса, основной из которых является предоставление услуг для отдыха, лечения и развлечений.

Формирование АТРК на базе крестьянского фермерского хозяйства «Воря» (КФХ) является действенным и очень востребованным инструментом решения проблем развития туризма и развития муниципальных территорий, а главное: способствует зарождению ядра нового регионального агротуристского кластера:

Важным фактором в создании инвестиционной привлекательности Проекта является продуманный регламент взаимодействия участников Бизнес-Процессов.

С целью создания агротуристского рекреационного комплекса на базе крестьянского фермерского хозяйства «Воря» (КФХ), расположенного в Щелковском районе Московской области :

необходимо произвести прединвестиционную подготовительную работу, включающую в себя:

A.подготовку инвестиционной декларации и определение инвестиционного замысла Проекта,

B.подготовку компьютерной 3D-модели АТРК «ВОРЯ»,

C.определение параметров внутреннего и внешнего социально-экономического окружения перспективного АТРК :

D.проведение модельного анализа макросреды по специальным методикам:

E.подготовку финансовой модели АТРК (ФМ):

F.подготовку бизнес- плана создания АТРК (БП). :

G.разработку рабочих регламентов взаимодействия участников Проекта,

H.определение организационно-правовой формы реализации Проекта.

В прединвестиционный период, с целью популяризации Проекта и поиска Инвестора должна начаться широкая информационная поддержка, выраженная в запуске интернет-сайта АТРК, и подготовки комплекта сопроводительного презентационного материала.

Начало подготовительного этапа работ: 01.09.2019

Окончание подготовительного этапа работ: 25.12.2019

Результатом подготовительного этапа работ является разработанный на основе подразделов А-Н Паспорт инвестиционного Проекта «Создание агротуристского рекреационного комплекса на базе крестьянского фермерского хозяйства «Воря» , содержащий основную информацию о технических и финансовых параметрах Проекта, участниках Проекта, принимаемых ими обязательствах и результатах реализации Проекта, об объеме имущественных прав участников проекта на результаты реализации Проекта.

Государственная поддержка развития туристско- рекреационного комплекса

В соответствии с Постановлением Правительства Российской Федерации от 13.10.2008 №753 «О внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации по вопросам полномочий федеральных органов исполнительной власти в сфере развития малого и среднего предпринимательства» полномочиями по разработке и реализации мер поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства, включая разработку и реализацию ведомственных целевых программ, в установленной сфере деятельности наделены 11 федеральных министерств и 13 федеральных служб и агентств.

Региональные и муниципальные программы поддержки осуществляются в соответствии с ч.3 ст.3 Федерального закона от 24.07.2007 № 209-ФЗ (далее- 209-ФЗ) «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации»

В соответствии с ч.4 ст.3 209-ФЗ муниципальные программы развития субъектов малого и среднего предпринимательства опираются на нормативные правовые акты органов местного самоуправления, в которых определяются перечни мероприятий, направленных на достижение целей в области развития малого и среднего предпринимательства, с указанием объема и источников их финансирования.

Государственная поддержка развития туризма на федеральном уровне осуществляется через Федеральное агентство по туризму (Ростуризм).

Одним из направлений работы Ростуризма является создание реестра инвестиционных проектов туристско-рекреационных комплексов, который является информативной базой перспективных туристских проектов субъектов Российской Федерации.

В соответствии с Концепцией долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года, утвержденной распоряжением Правительства Российской Федерации от 17.11.2008 №1662-р, одним из главных направлений перехода к инновационному социально ориентированному типу экономического развития страны является создание условий для улучшения качества жизни граждан Российской Федерации, в том числе за счет развития инфраструктуры отдыха и туризма, а также обеспечения качества, доступности и конкурентоспособности туристских услуг в Российской Федерации.

 

В частности, Утвержденная Распоряжением Правительства Российской Федерации от 05.05.2018 №872-р Концепция федеральной целевой программы «Развитие внутреннего и въездного туризма в Российской Федерации (2019-2025 годы)»

определила Целью  программы – увеличение вклада отрасли туризма в валовый внутренний продукт России более чем на 70%.

Концепцией определены основные задачи программы:

— комплексное развитие туристской и обеспечивающей инфраструктуры туристских кластеров по приоритетным видам туризма;

— развитие отраслевой системы подготовки и повышения квалификации специалистов индустрии туризма;

— продвижение российского туристского продукта на мировом и внутреннем туристских рынках;

— стимулирование предпринимательских и общественных инициатив через механизм субсидирования и грантовой поддержки;

— создание, внедрение и развитие информационно-коммуникационной инфраструктуры управления туристской отраслью.

Государственным заказчиком программы определён Ростуризм.

Концепция разработана с учётом обсуждения с представителями бизнес-сообщества и экспертами.

Финансирование  программы прогнозируется в объёме 387 млрд рублей, из них 306 млрд рублей – внебюджетные средства.

Реализация программы позволит улучшить инфраструктуру туристско-рекреационного комплекса России, повысить качество туристских услуг. [6]

Список литературы

  1. Казначеева С.Н., Челнокова Е.А., Коровина Е.А. «Агротуризм как одно из перспективных направлений индустрии туризма». УДК 338.23. ФГБОУ ВО «Нижегородский государственный педагогический университет им. Козьмы Минина»
  2. «Анализ развития сельского туризма в мире»
  3. Полякова И.Л. «Туристско-рекреационный комплекс: сущность, функции и структура». УДК 338.48: 711.455. Оренбургский государственный университет
  4. Афанасьев О.Е. «Типология туристских кластеров, включенных в ФЦП «Развитие въездного и внутреннего туризма в Российской Федерации». УДК 338.48. Российский государственный университет туризма и сервиса
  5. Федеральный закон от 24.07.2007 г. № 209-ФЗ «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации»
  6. Концепция федеральной целевой программы «Развитие внутреннего и въездного туризма в Российской Федерации (2019-2025 годы)»
  7. Закон Московской области от 11.12.2014 г. № 186/2014-ОЗ «О государственной политике в сфере туризма и туристской деятельности в Московской области»
Print Friendly, PDF & Email
34 / 100 SEO оценка

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *